Cпецпроекти

Музыку можно создавать и на кастрюле: Стас Королев о том, как писать музыку и остаться в живых


0 3261 1

Наш мир так устроен, что в основном мы пользуемся только «вершиной айсберга» в любом его проявлении. Мы отмечаем удобность iPhone, не вспоминая о сложном пути, который прошли его создатели, и тем более не думаем о рабском труде жителей Конго, без которых мы бы не имели своих гаджетов.

То же и с музыкой: появление песни в стриминге – вершина музыкального айсберга, в нем множество составляющих, которые дают результат только в слаженной работе. Ведь от идеи артиста о треке до нашего слэма на его концерте музыка проходит через десятки, а то и сотни рук. И если на каком-то этапе кто-то сработает безответственно, то это ставит под угрозу труд всех остальных участников.

В рамках совместного проекта с Jägermeister мы рассказываем о разных этапах создания музыки: создание самой музыки, продюсировании, организации концертов и пиаре. На каждом этапе мы находим человека, который расскажет, как работает индустрия.

Наука доказала, что восприятие человеческого вкуса можно изменить, слушая определенную музыку. Вместе с ученым, исследователем и по совместительству звукорежиссером Филипе Рейносо Карвальо немецкий бренд Jägermeister создал проект «Taste Remastered — Ремастеринг Вкуса», выделив 4 образца звука, которые усиливают 4 составляющих вкуса ликера: горький, сладкий, пряный, цитрусовый.

Восприятие некоторых органов чувств влияет на другие органы. Так, в ресторанах практикуют завязывание глаз, чтобы этот орган не отвлекал ваши вкусовые рецепторы и нюх ради наслаждения блюдами. Таким образом и бренды используют наши органы восприятия, например в своих магазинах, чтобы стимулировать продажи и создавать нужное настроение.

bit.ua проводит параллель между 4 вкусами, которые выделил Jägermeister и этапами создания музыкальных композиций: создание текста, музыки, мастеринг, продюсирование.

В первой части проекта мы встретились и поговорили с участником группы YUKO (здесь можно прочитать наше интервью о их альбоме Dura) Стасом Королевым, чтобы поговорить о создании музыки на кастрюле, схемах написания песен и заряженности на работу. 25 мая у YUKO пройдет сольный концерт в Зеленом театре, билеты можно найти здесь.

От какой работы хочется избавиться музыканту?

Если говорить о музыканте, который ведет артистическую деятельность, то ему однозначно хочется заниматься больше музыкой и творчеством и меньше «побочной» деятельностью, на которую часто уходит больше половины рабочего времени. Особенно, когда у тебя долгосрочный проект типа написания альбома или подготовки сольного концерта. Срочные, но не приоритетные задачи мешают концентрироваться на приоритетных, но долгосрочных.
Требуется постоянно заниматься улучшением навыков селфменеджмента, чтобы правильно распределять время и внутренние ресурсы и оптимальным образом балансировать между разными типами дел.

Как искать своего слушателя? Или все происходит наоборот?

Если думать о слушателе перед тем, как создавать музыку, она получится конъюнктурной. Поэтому мы с Юлей Юриной на берегу договорились, что будем делать только то, что нравится нам самим. Но для того, чтобы донести уже готовую музыку до аудитории, нужно понимать, кто он, твой слушатель. Для этого есть смысл скрупулезно собирать информацию о людях, которым ваша музыка понравилась: кто они, сколько им лет, чем они занимаются, в какие места на концерты ходят, где покупают музыку и т. д. А потом каждое решение, связанное с промо творчества, принимать, учитывая сформированный портрет слушателя.

Сколько времени можно потратить на трек?

Ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы для вас он был бескомпромиссно лучшим из всего, что вы делали до этого. Но желательно не затягивать, потому что через время даже самые яркие и уверенные решения подвергаются сомнениям. Иначе происходит оверпродакшен, переделывание трека, не потому что он получился не очень, а потому что он субъективно уже не так сильно нравится автору. Тут важно уметь правильно балансировать между стремительностью изливания творческого порыва и дотошностью его доработки. Лучше всего планировать время работы над треком.

Например, две недели – первый сочинительский этап в режиме: три дня работаем, день отдыхаем. После этого четырехдневная пауза, чтобы освежить голову. Еще две недели работы над аранжировкой и тембрами. Далее пауза на четыре дня. И третий заход – финализирование. После него в идеале пауза недели на две, чтобы совсем переключиться, и после этого конечные правки и рендер. У каждого своя схема, но лучше, когда она есть, чем когда все идет по наитию. По наитию – это органика, что, конечно же, здорово, но риск не зачекать свои когнитивные искажения и натворить ненужных дел в этом случае значительно выше.

Какую музыку слушаете? Как используете эту музыку при создании своей? Как влияет на вас то, что слушаете?
Так или иначе творчество есть продукт синтеза и переработки элементов внутренней фонотеки автора, состоящей из того, что он услышал за свою жизнь. Чтобы делать классную музыку, желательно изучать как можно больше разного, чтобы творчество было максимально не вторичным.

Как действуют дедлайны на музыканта?

Артисту крайне хочется быть продуктивным. Хочется за свою жизнь сделать как можно больше великих вещей. И дедлайны, и стратегическое планирование – отличные методы повышения продуктивности. Есть лишь один нюанс. Когда у тебя еще нет песни, а дата релиза уже стоит, это давит и мешает заниматься творчеством. Поэтому мы с Юлей Юриной решили, что будем ставить дедлайны по релизам только после прорывов, когда становится понятно, что трек однозначно будет доведен до конца и точно получится классным. И вот такая схема уже помогает собраться и довести дело до конца, не растягивая сроки.

Большим артистам нужны студии? Или эпоха бэдрум-продюсеров окончательно наступила?

Всем артистам, большим и маленьким, нужны просто условия для того, чтобы максимально продуктивно заниматься своей деятельностью. Если раньше студия для создания трека – это было то, без чего обойтись невозможно, то теперь это не нужно. Если бы перед группой YUKO стоял вопрос, записываться и работать на съемной, чужой студии или дома, то мы бы выбрали последний вариант. Потому что, например, для записи вокала важен сет и сеттинг, обстановка и настроение.

Мы часто дома переписывали записанное в студии именно по той причине, что там достигнуть нужного состояния не удавалось. Для артиста нужна комфортная и достаточно оснащенная технически среда, располагающая к длительному и плодотворному рабочему процессу. И это не обязательно должна быть студия. Но вот с сентября прошлого года мы переехали в Masterskaya и работаем там. Это в первую очередь дом культуры, наша семья, поэтому там нам комфортно и удобно.

Какой музыкальный рекорд хотелось бы установить?

Побить мировой рекорд по количеству зрителей на одном концерте.

Начинающие музыканты часто пишут и спрашивают о советах?

Регулярно. К сожалению, в основном спрашивают что-то в духе: «Стас, а вот этот синтезатор мне подойдет?» Я отвечаю, что музыку можно создавать и на кастрюле, главное, чтобы это было то, что по-настоящему хочется делать.

Чем украинская музыка отличается от творчества в любой другой стране?

Мне кажется, есть корреляция между качеством, благополучием жизни и музыкой, которая создается в этой среде. Украинский музыкальный рынок работает как жесткий фильтр: выстрелить, монетизироваться, укрепиться и не изменить себе крайне сложно, поэтому в обойме остаются только фанатики своего дела. Поэтому, с одной стороны, наша музыка свежее и бескомпромисснее. С другой – неблагоприятная финансовая обстановка мотивирует артистов, которые уже что-то имеют, заниматься не покорением новых вершин, а сохранением того, что успели получить. И с этой точки зрения часть нашей музыки, наоборот, максимально конформна. Но чем нестабильнее среда и времена, тем интереснее и неординарнее творчество.

Используете метод мозгового штурма, когда приходите в студию без плана и просто садитесь сочинять?

Мы используем брейнштормы для того, чтобы придумывать немузыкальные вещи, например, сценографию или промо. А когда ты в студии без плана – это лучшее, что можно придумать. Ты садишься за инструмент и отпускаешь себя, не забыв нажать на rec. Этого более чем достаточно.

Кому показываете какие-то наброски?

Набросками очень хочется делиться с близкими людьми. Но всегда нужно понимать, что этот человек может, сам того не желая, на этапе, когда ты уже принесешь ему готовый трек, вставить тебе нож в спину фразой: «А демка мне больше нравилась». Поэтому показывать наброски нужно осторожно и только по делу. Есть смысл сначала определиться, кому и с какой целью ты ставишь набросок, какой фидбек хочешь получить и как намерен его использовать.

Где находите энергию, когда нужно поработать?

Качественный сон без будильника, отсутствие накопленной усталости и стресса – достаточные условия для того, чтобы можно было не задумываться о том, где брать энергию, когда нужно поработать.

Есть ли какие-то секреты создания музыки? Ритуалы?

Есть одна надежная схема: придумываешь гармоническую прогрессию, идешь к барабанщику, джемишь с ним на тему этой прогрессии, все пишешь поканально, забираешь мультитрек, вырезаешь самые «вкусные» куски, собираешь из них предварительную композицию, показываешь Юле. Юля сочиняет вокальную партию, записывает ее, и относительно этой партии достраиваешь аранжировку, «допиливаем» ее вместе с Юлей – и трек готов. Так получилась Dura. А вообще, мы стараемся избегать схем, особенно удачных.

Если эксплуатировать «работающую» схему, то можно разучиться делать что-то новое и застрять в «колее». А мы же постоянно меняемся. Поэтому постоянно должен меняться и метод.

***

Звуко-вкусовое исследование, подобное работе Карвальо, проводится впервые. Ученый вместе с брендом провел уже больше сотни дегустаций, где участники пробовали Jägermeister под разное музыкальное сопровождение. Это позволило Филипе найти звуки, которые усиливают 4 составляющих вкуса ликера.

По результатам исследования 93% участников сообщили, что вкус Jägermeister ощущается по-другому во время прослушивания звуковых семплов. 72% участников сказали, что ощутили определенный вкус ликера во время прослушивания соответствующего звукового семпла. 64% участников сообщили, что ощутили сильные или очень сильные вкусовые ощущения главных привкусов Jägermeister.

Также Jägermeister подготовил рецепт, как можно в домашних условиях прочувствовать изменение вкуса ликера:

  1. Найти тихое и укромное место.
  2. Налить шот ледяного ликера, закрыть глаза и включить первый семпл, сосредоточившись на вкусе напитка.
  3. Обновить вкусовые рецепторы глотком воды.
  4. Повторить эксперимент снова, запуская последующие фрагменты музыки. Найти их можно на официальном сайте бренда.
Наш YouTube-канал
Підписуйтесь на нас в Facebook

Прокоментувати

Такий e-mail вже зареєстровано. Скористуйтеся формою входу або введіть інший.

Ви вказали некоректні логін або пароль

Вибачте, для коментування необхідно увійти.
 

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: